XII-XIII века: покорение Ливонии

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / XII-XIII века: покорение Ливонии

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 21-04-2004 18:27
Поговаривают, что Великий магистр Бланшфор встречался с датским епископом Эскилем, якобы с целью обсуждения участия храмовников в крестовом походе в Ливонию. Хотелось бы проверить эту версию.

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 23-05-2004 23:36
Об осаде Риги куршами http://vestnesis.narod.ru/index.html?/literature/books/Rigas_kauja/chapter5.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 766
Добавлено: 26-10-2004 09:54
Эстония никогда не называлась "землей Девы Марии"! Ливония - да. Поход (крестовый) в эту землю приравнивался к паломничеству в Святую землю (землю Иисуса).

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:24
Вторжение немцев на земли ливов. 12 век

В конце XII века у латвийских берегов стали появляться торговые суда немцев. Пользуясь водным путем по Даугаве, немецкие купцы все дальше и дальше продвигались в глубь территории. Местные жители были дружелюбно настроены по отношению к купцам и охотно торговали с ними. Чтобы увеличить объем торговли, в ливском поселении Икшкиле на Даугаве были устроены товарные склады.

Купцов обычно сопровождали священники. Около 1184 года монах Мейнхард, ознакомившись с местными условиями, пришел к выводу, что, обратив в христианскую веру местных жителей, возможно умножить богатство католической церкви. В то время на ливские земли вторглись литовцы. Мейнхард пообещал ливам, что защитит их от завоевателей, но для этого им необходимо лишь принять христианскую веру. Ливы приняли это предложение. Мейнхард пригласил с острова Готланд ремесленников, которые за короткое время (в 1185—1186 годах) построили в Икшкиле каменный замок и церковь.

Однако эти начинания Мейнхарда не имели большого успеха, поскольку ливы обманули его и не пожелали отказаться от богов своих предков и древних обычаев. Тогда монах обратился за помощью к папе римскому, который объявил против ливов крестовый поход. Всем, кто именем христианской веры отправился в эти далекие земли, было обещано отпущение грехов. В ряды крестоносцев вступали как искатели приключений, так и те, кого в своей стране преследовали за нарушение законов. Папа назначил Мейнхарда епископом, то есть верховным священнослужителем всех завоеванных в будущем земель. Формирование войска затянулось. Мейнхард скончался в 1196 году, так и не дождавшись помощи.

На его место епископом ливских земель был назначен аббат (настоятель монастыря) Бертольд. Войско крестоносцев во главе с Бертольдом вторглось в ливские земли, убивало местных жителей, разоряло поля, жгло села. Ливы оказали самоотверженное сопротивление. В 1198 году в битве под Ригой воин Имаут (Иманта) убил Бертольда. Тем не менее, крестоносцы, будучи лучше вооружены, сломили сопротивление местных жителей. Ливы были вынуждены принять христианство и платить дань католической церкви.

На смену Бертольду пришел епископ Альберт — коварный и умный человек. С благословения папы римского Альберт собрал в Германии и Данин новые полки крестоносцев. Прибыв в 1200 году в ливские земли, он созвал к себе всю местную знать, а затем приказал взять ее под стражу. В качестве выкупа за ее освобождение Альберт потребовал в заложники сыновей из знатных семей. Так с помощью хитрости Альберт застраховал себя от возможных нападений со стороны ливов. Взятые в плен заложники были отправлены в Германию.

На пути из моря в Икшкиле по Даугаве немецким кораблям угрожала опасность нападения со стороны как ливов, так и земгалов. Кроме того, движение судов по Даугаве затрудняли пороги у Румбулы. Поэтому епископ Альберт в 1201 году принял решение основать укрепление у места впадения реки Рига (Ридзене) в Даугаву. Там уже существовало купеческое поселение, в котором жили ливы, земгалы и курши. В короткое время здесь вырос укрепленный город — Рига, в котором селились немецкие купцы и ремесленники.

Для осуществления своих захватнических планов Альберту требовалось постоянное войско. Завербованные в Западной Европе крестоносцы обычно прибывали весной, а с началом осени возвращались домой. Поэтому с благословения папы римского Альберт основал в 1202 году Орден рыцарей Христа, или, как его стали называть позднее - Орден меченосцев. Члены ордена, или орденская братия, давали обет, который обязывал их отказаться от имущества и семьи, и бороться за распространение христианской веры, служить исключительно Господу Богу и церкви. Как знак отличия орденская братии носила белые накидки, на которых были вышиты красный меч и крест.

На захваченных территориях обширные участки земли епископ раздавал рыцарям в ленное владение. В обязанность держателя лена, или вассала, входило участие со всеми имеющимися в его распоряжение людьми в военных походах. Одними из первых вассалов епископа были Конрад из Мейендорфа, который получил Икшкиле, и Даниель из Банерова, которому были предоставлены земли в Лиелварде.

Для достижения своих целей епископ Альберт умело использовал разногласия, существовавшие между прибалтийскими народами, а также распри среди местных правителей. Совместно с земгалами воины ордена нападали на ливов и литовцев, вместе с латгалами устраивали набеги на эстонские земли, а вместе с ливами вторгались на территорию селов. Стремление отдельных правителей и старейшин округов к власти и богатству помогло завоевателям подчинять один округ за другим. С помощью даров и лести епископу Альберту удалось убедить правителя замкового округа в Турайде лива Каупо принять христианство, после чего он был направлен к папе в Рим. Пораженный увиденным в Западной Европе и жаждущий обогащения Каупо превратился в ревностного сторонника христианской веры и, следовательно, немецких захватчиков. Тем не менее, ливский народ героически сопротивлялся чужеземцам.

Полоцкий князь Владимир, увидев, что может потерять влияние на торговом пути по Даугаве, пошел в 1203 году со своей ратью на Саласпилс. Однако из-за нависшей в то время угрозы нападения литовцев на Полоцк князь был вынужден вернуться.

Правитель Ерсики Висвалдис совместно с литовцами пытался напасть на Ригу, но безуспешно. В 1205 году мужественное сопротивление немецким агрессорам было оказано ливами из Саласпилса под предводительством Ако. На стороне немцев боролись Каупо и другие принявшие христианство ливы. Ако пал в бою. Его голову в качестве доказательства своей победы воины ордена отправили епископу. В 1206 году на борьбу с захватчиками поднялись ливы из округа Турайда. На помощь немцам пришли земгалы во главе с правителем Тервете Виестартсом. Часть земгальского войска была передана в распоряжение Каупо. В этом сражении защитники Турайдского замка, в том числе ближайшие родственники Каупо, были убиты, а замок сожжен. Захватив Турайду, немцы стремились полностью завладеть торговым путем по Гауе. С этой целью в 1207 году в Цесисе был построен замок Ордена меченосцев — мощный опорный пункт агрессоров.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:24
Покорение латгалов и селов. Начало 13 века

Сокрушив сопротивление ливов, епископ Альберт обратил свои силы против латгалов и селов, чтобы взять под контроль основной торговый путь — Даугаву. Понимая, что полоцкий князь не в состоянии помочь в борьбе с немецкими захватчиками, правитель Кокнесе Ветсеке заключил в 1205 году мирный договор с епископом Альбертом. В 1207 году Альберт пообещал Ветсеке помощь в защите Кокнесе от нападений литовцев. В качестве компенсации он потребовал отдать немцам некоторые из его округов, а также позволить расквартировать в Кокнесском замке военный отряд Ордена меченосцев. Отказавшись пойти на такой постыдный шаг, Ветсеке приказал убить находившихся в замке немцев и сжечь замок, после чего он отправился вместе со своим войском на Русь. Немцы захватили всю территорию Кокнесе. Позже Ветсеке вместе с русским войском участвовал в борьбе с немецкими агрессорами на эстонских землях. (Он погиб в 1224 году под Тарту.) В 1208 году меченосцы переправились на левый берег Даугавы, разорили земли селов, захватили Селпилс и вынудили жителей Селии принять католичество.

После неудачных походов на немцев полоцкий князь заключил с орденом соглашение, предусматривавшее совместное использование торгового пути по Даугаве. Теперь епископ Альберт вновь смог обратить свой взор на торговые пути, ведущие в Псков и Новгород, Так как деятельности немецких купцов на этом направлении мешали эсты, Альберт решил воспользоваться разногласиями между латгалами и южными эстами. В 1208 голу епископ Альберт заключил союз с правителем Талавы Таливалдисом. Военные силы ордена в союзе с латгалами вторглись в эстонские земли. Особую жестокость проявил правитель замка Сатезеле Русиньш. Между тем эсты неоднократно нападали на Талаву. Во время одного из таких нападений им удалось взять в плен Таливалдиса. Правителя Талавы постигла мучительная смерть — он был сожжен.

Взаимные набеги продолжались четыре года, в результате чего Талава и южная Эстония были разорены. Это вынудило обе стороны заключить в 1212 году мир. В конечном итоге в проигрыше оказались латгалы и эстонцы, в то время как немцы по этому мирному договору получили еще опорные пункты на юге Эстонии. Сыновья Таливалдиса приняли католичество и стали вассалами рижского епископа. Теперь торговый путь, ведущий в Псков, полностью находился под контролем немцев.

Правитель Ерсики Висвалдис, хотя и считался вассалом полоцкого князя, все же стремился сохранить свою независимость. Несмотря на то что у немцев был договор с Полоцком, их купцы, отправлявшиеся по Даугаве на Русь, не чувствовали себя в безопасности. Воспользовавшись в качестве предлога тем, что Висвалдис имел дружеские отношения с Литвой (правитель Ерсики был связан с литовцами родством — его жена была дочерью одного из литовских правителей), немецкое войско напало в 1209 году на Ерсику, разграбило и сожгло город. Немцы также разорили и сожгли имевшиеся там православные церкви, доказав этим, что их цель — не обращение местных жителей в христианскую веру, как это провозглашалось, а завоевания и грабеж. Жену и детей Висвалдиса немцы взяли в плен и держали в качестве заложников. Для спасения своих близких Висвалдис был вынужден уступить завоевателям часть своих территорий и стать вассалом епископа. После его смерти, в 30-е годы XIII века, к немцам перешла вся территория государства Ерсика. Таким образом, силой и хитростью завоеватели подчинили себе все населенные латгалами и ливами земли, а также некоторые эстонские территории. Немецкие купцы пользовались свободой передвижения на всех торговых путях, ведущих на Русь. Полоцкий князь, которому в это время приходилось постоянно противостоять литовцам, заключил в 1212 году мирный договор с епископом Альбертом, отказавшись при этом от всех своих прежних прав в латгальских землях.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:25
Борьба куршей с крестоносцами. 13 век

Немецкие купцы стремились также установить свой контроль над торговым путем по реке Венте. Отдельные вооруженные столкновения между куршами и немцами имели место еще в конце XII века.

В 1210 году курши напали в море на корабли немцев, нанеся им тяжелые потери. В том же году ливы направили к куршам своих послов с предложением общими усилиями захватить Ригу и прогнать чужеземцев. Курши согласились с этим предложением. Они призвали на помощь эстов, литовцев, земгалов и русских, надеясь также на содействие со стороны латгалов и ливов.

12 июля 1210 года корабли куршей вошли в Даугаву и приблизились к рижским укреплениям. Началось сражение. Обещанное подкрепление не прибыло, ливы сражались на стороне немцев. На помощь городу пришел отряд латгалов из Цесиса под командованием представителя ордена. Не получив поддержки, отважные куршские воины были вынуждены отступить.

В 1228 году курши вместе с земгалами разрушили монастырь в устье Даугавы.

Немецкое войско в составе сил Ордена меченосцев, завербованных в странах Западной Европы крестоносцев и вооруженных отрядов Риги вторглось в 1229—1230 годах па территорию Курсы между реками Вента и Абава. Немецкие завоеватели насильно заставили местных жителей принять христианскую веру. Куршские правители и старейшины были вынуждены заключить с немцами договор, в котором признали свое поражение.

В прибалтийские земли прибыл также посланник папы римского Балдуин Альнский, которому удалось заключить договор с правителем Ламекиным и другими куршскими старейшинами. По этому договору курши добровольно признали верховную власть папы римского. Договор предусматривал сохранение куршами, как и прежде, свободы и самостоятельности. Они обязались платить церковную дань и оказывать содействие в борьбе церкви с некрещеными литовцами и земгалами. Однако немцы не желали мириться с вмешательством Рима в их дела. Рижский епископ и представители ордена направили папе римскому ряд посланий, в которых осуждалась деятельность Балдуина, и добились его отозвания. Договор Балдуина с куршами был расторгнут. Куршские земли были поделены между немцами, которые обязали местных жителей платить более высокие подати, чем это было предусмотрено договором.

Курши неоднократно пытались освободиться от чужеземного ига. В 1260 году вблизи Дурбе произошло сражение между силами ордена и войском литовцев. Курши были обязаны идти на помощь немцам, однако они напали на них с тыла. Совместными усилиями куршей и литовцев, а также находившихся в составе орденского войска эстов основные силы захватчиков были почти полностью уничтожены. Более 150 членов ордена и рыцарей, включая магистра ордена, пали в этом бою, Курса вновь обрела свободу, но лишь на короткое время. Уже в 1261 году немцы снова напали на Курсу и учинили там кровавую расправу. Так, например, захватив замок Дзинтарене (в окрестностях Кулдиги), поработители уничтожили всех находившихся там куршей и литовцев мужского пола, включая юношей старше 11 лет. Раненых бросили в огонь, а женщин и детей угнали в плен. В 1267 году сопротивление куршей было полностью подавлено.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:26
Борьба земгалов за свободу. 13 век

Свободу своей земли дольше всех отстаивали земгалы. Немецким завоевателям потребовалось почти целое столетие, чтобы установить свою власть над всей территорией Земгале.

Плодородные земли Земгале давали богатые урожаи, поэтому здесь было много зажиточных хозяйств и многочисленных по составу семей. В нижнем течении Лиелупе располагался крупный торговый центр - "гавань земгалов", которую посещали корабли из разных стран и где шла бойкая торговля. Земгальские бояре со своими боевыми дружинами часто вторгались на территорию литовцев, ливов и латгалов, унося оттуда богатую добычу. В свою очередь, набеги литовцев опустошали села земгалов.

К моменту вторжения крестоносцев на территорию Латвии в Тервете правил Виестартс, которому подчинялась большая часть округов в Земгале. Отдавая себе отчет в военной мощи ордена, Виестартс решил пойти на сотрудничество с немцами, чтобы иметь союзника в борьбе с литовцами и чтобы поучиться у ордена военному искусству. В целях упрочения своей власти в Земгале Виестартс предложил немцам помощь в борьбе с ливами и призвал их к совместному нападению на литовцев. Епископ Альберт охотно пошел на союз с Виестартсом, который продолжался почти двадцать лет. В то время Альберт осознавал невозможность захвата Земгале силой, поэтому стремился подорвать единство земгалов. Хитростью ему удалось добиться того, что зажиточные земгалы из Межотне отказались подчиняться Виестартсу, приняли христианство и позволили военному отряду немцев расположиться в замке Межотне. Под страхом отлучения от церкви и другими угрозами Альберт добился запрета для немецких торговых кораблей посещать “гавань земгалов”. В результате все доходы от торговли доставались Риге.

В 1219 году земгалы под предводительством Виестартса изгнали немцев из Межотне, но уже через год замок опять находился в руках завоевателей. И все же немцы были не в состоянии захватить всю территорию Земгале.

В 1225 году в Ригу прибыл посланец папы римского епископ Вильгельм Моденский. Он пригласил на переговоры Виестартса и пытался убедить его принять христианскую веру. Виестартс на это не согласился, но обещал не препятствовать деятельности католических проповедников на своей земле.

В 1228 году земгалы под командованием Виестартса примкнули к куршам, направлявшимся в поход на Ригу. В отместку за это войска ордена вторглись в Земгале. В то же время Виестартс опустошил Айзкраукле. На обратном пути земгалов преследовал военный отряд во главе с комтуром (управляющим замком) Айзкраукле. Ночью немцы неожиданно напали на спящих земгальских воинов. Виестартс даже не успел схватиться за оружие. Выхватив из костра горящее полено, он бросил его в лицо напавшему на него комтуру Маркварту. Немцы на мгновение пришли в замешательство, и это позволило земгалам спастись. Правитель Виестартс умер через несколько лет.

В 1236 году меченосцы вместе с большими силами прибывших из Западной Европы крестоносцев, ливскими и латгальскими воинами, а также войском псковского князя вторглись в Литву и опустошили там несколько округов, возвращаясь с богатой добычей в Ригу, 22 сентября 1236 года близ Сауле (возможно, в Литве, в окрестностях нынешнего Шауляя) их поджидали литовские и земгальские воины. Битва произошла в болотистой местности, где легко вооруженным литовцам и земгалам сражаться было легче, чем закованным в тяжелую броню немцам. Латгалы и ливы отказались участвовать в сражении, и вскоре войско захватчиков было полностью уничтожено. В бою пали магистр и почти все члены ордена и прибывшие из других стран рыцари.
Немецкое господство в Латвии находилось под угрозой, поэтому захватчикам пришлось срочно изыскать помощь. Так как Орден меченосцев был почти полностью уничтожен в битве при Сауле, оставшаяся в живых орденская братия присоединилась к Тевтонскому (Немецкому) ордену, который господствовал в Пруссии. В Прибалтике образовалось особое ответвление Тевтонского ордена, которое стало называться Ливонским орденом.

Несмотря на прибытие из Западной Европы новых полков крестоносцев, подавить сопротивление земгалов немцам удалось лишь в 1254 году. Территория Земгале была разорена, а земли поделены между завоевателями. Тем не менее, освободительная борьба не прекращалась. В 1272 году вождь земгалов Намейсис прогнал немцев из Тервете. В том же году он отправился в поход на Ригу и у реки Лиелупе нанес поражение войскам ордена. Тогда против земгалов был направлен карательный отряд, в состав которого входили также латгалы, ливы, курши и эсты. Захват Тервете произошел лишь в 1281 году. Намейсис со своими воинами в сопровождении большого числа людей покинул родину и отошел в Литву. Совместно с литовцами он направился в Пруссию, чтобы помочь пруссам в их борьбе с немецкими поработителями. Отважный вождь земгалов из этого похода не вернулся.

После падения Тервете немцы собрали наиболее влиятельных земгальских бояр якобы для переговоров и вероломно расправились с ними. Однако сопротивление земгалов не было подавлено.
В 1285 году магистр ордена вновь пошел в поход на Тервете, но взять замок ему не удалось. Тогда напротив замка земгалов, на холме Светкалнс, немцы построили свой замок, в котором разместили крупный вооруженный отряд. Из этого укрепленного замка завоеватели устраивали набеги на крестьянские хозяйства, убивали мирных жителей, сжигали жилища и опустошали поля. Земгалам вместе с литовцами удалось осадить замок Светкалнс, но взять его они не смогли. После этой неудачи жители Тервете сожгли свой замок и ушли в округ Ракте.

Последнее крупное сражение с захватчиками произошло в 1287 году. Войско земгалов напало на Ригу, разорило расположенные в ее предместье орденские конюшни, после чего на обратном пути разорило Икшкиле. Близ местечка Гароза произошло сражение с многократно превосходящими силами ордена. Войско ордена было разгромлено. В бою пали магистр и почти все члены ордена. Оставшиеся в живых были захвачены в плен, и лишь одному рыцарю удалось вернуться в Ригу.

В 1283 году Тевтонский орден завершил покорение Пруссии и направил все свои силы на борьбу с земгалами. Военные отряды немцев устраивали набеги на всей территории Земгале, опустошали села, уничтожали посевы. Начался голод. Тогда земгальские воины покинули родину и ушли в Литву. В 1290 году родину покинули защитники последнего свободного замка в Земгале — Сидрабене. Перед уходом они предали замок огню. Тысячи земгалов обрели в Литве свою новую родину.

В результате многолетних войн многие земгальские округа остались без населения. Немецкие феодалы переселяли на эти места людей из других земель, а также селили там финно-угров, захваченных в плен на Руси.

Завершилось покорение территории Латвии, которое было начато немецкими захватчиками почти сто лет назад в интересах купцов, феодалов и католической церкви. Предки латышей на многие столетия попали под гнет чужеземцев.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:27
Причины и следствия победы в Латвии немецких купцов и феодалов. 13 век

Немецким агрессорам удалось покорить народы Латвии и Эстонии ввиду значительного превосходства крестоносцев в вооружении и военном искусстве. Основным занятием крестоносцев была война, в то время как латышские и эстонские воины в основном были земледельцами. Захватчики не без успеха использовали противоречия, существовавшие между местными народностями, распри среди правителей, старейшин округов и других знатных людей, их стремление к власти и богатству. Чтобы сохранить свое имущество, некоторые представители знати добровольно становились вассалами епископа или ордена.

Победе немцев способствовала также феодальная раздробленность их соперников из Древней Руси, взаимные распри князей. Ни Полоцкое, ни Новгородское, ни Псковское княжества не были в состоянии защитить свои интересы в Прибалтике. Князья предпочитали поддерживать с немцами дружественные отношения и заключали с ними взаимовыгодные торговые соглашения, а нередко и участвовали в совместных военных походах против туземцев Прибалтики.

Борьба древних жителей Латвии и Эстонии с немецкими феодальными поработителями ускорила формирование латышского и эстонского народов. Когда жители из других местностей селились на землях, опустошенных захватчиками, происходило стирание существовавших ранее граней между различными народностями и их языками. В результате слияния куршей, земгалов, латгалов, селов и ливов со временем образовалась единая латышская народность, говорящая, на одном языке - латышском, При этом в отдельных районах латышский язык сохранил некоторые особенности древних языков (диалекты и говоры). Некоторые ливы сохранили свой язык до наших дней, сохранился в виде многочисленных диалектов латгальский язык.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 19-08-2005 03:28
Феодальная раздробленность Ливонии

Первым народом, с которым столкнулись немецкие завоеватели на латвийских землях, были ливы. Отсюда возникло название “Ливония” (латинское Livonia — земля ливов). Позднее название распространилось на все латышские и эстонские земли, завоеванные немцами.

В начальный период завоеваний епископы получили в свое владение две трети захваченной территории, а орден — одну треть. Орден считал, что ему принадлежали основные заслуги в захвате земель, а, следовательно, причиталась и большая часть добычи. Дело дошло до того, что один из магистров ордена захватил в плен рижского епископа и держал его в заточении до тех пор, пока тот ни принял условий ордена.

После захвата Прибалтики на территории Ливонии образовалось пять небольших феодальных государств. Земли Ливонского ордена охватывали всю Земгале, большую часть Курземе и Латгале, примерно треть Видземе и всю северную Эстонию. Рижское архиепископство владело территорией между нижним течением Гауи и морем, большей частью земель на востоке и юге Видземе и некоторыми землями на севере Латгале. Во владении Курземского (Курляндского), или Пилтенского, епископства находились три отдельные области: Пилтене-Дундага, Айзпуте-Эмбуте и Сака-Цирава. Тартускому (Дерптскому) епископу принадлежала юго-восточная часть Эстонии. В состав Сааремааского (Эзельского) епископства входили остров Сааремаа (Эзель) и северо-западные области Эстонии.

Ливонский орден

Ливонский орден представлял собой военно-религиозную организацию, при вступлении в которую давался обет посвятить всю свою жизнь распространению христианского учения. Члены ордена, или, как их называли, братья, не имели права жениться и владеть каким-либо имуществом. Братья подразделялись на рыцарей и служителей культа (священников). Рыцари носили белую накидку с черным крестом. Кроме того, в ордене состояли еще так называемые полубратья, или прислужники. В отличие от братьев они носили серую накидку, отчего их и прозвали “серыми”. Рыцари составляли главный боевой костяк ордена — сильно вооруженную кавалерию. В состав орденского войска входили также наемные воины — ратники. Помимо постоянных членов ордена войско нередко получало пополнение в лице рыцарей из Западной Европы, прибывавших в Ливонию в поисках приключений.

Во главе ордена стоял магистр. Магистр Ливонского ордена подчинялся верховному магистру Тевтонского ордена. Вторым лицом после магистра был командующий войском — ландмаршал. Орденские земли состояли из замковых округов, или комтурств, в каждом из которых имелся укрепленный каменный замок, служивший резиденцией управляющему замком (комтуру) и другим членам ордена. В обязанности комтура входили забота о провианте, одежде и вооружении для членов ордена, а также ведение вещевым складом, конным заводом и финансами. Во время войны комтур командовал войском своего замкового округа. Все наиболее важные вопросы обсуждались орденской братией совместно на орденском собрании, или конвенте.

Высшим правящим органом орденского государства был капитул — общее собрание всех комтуров, которое созывалось не реже двух раз в год. Лишь с позволения капитула магистр имел право заключать договоры, отдавать в ленное владение орденские земли, делить доходы комтурств, а также устанавливать права и обязанности местных жителей. Без разрешения капитула магистр даже не мог покидать территорию Ливонии. Капитул избирал так называемый орденский совет, который состоял из магистра, ландмаршала и пяти советников. Во всех важных вопросах магистр должен был подчиняться решению этого совета.

Жизнь ордена регулировалась уставом, сложившимся на протяжении столетий и вобравшим в себя опыт крестовых походов на Палестину, указаниями великих магистров и папского легата Вильгельма из Сабины. Толстый том рыцарского устава полагалось иметь в каждом замке и прочитывать не менее трех раз в год. День начинался до рассвета с литургии. Ели скромно. Монашествующим рыцарям следовало изнурять плоть постом. Постились почти круглый год, а мяса не употребляли вовсе. Питались в основном хлебом, кашей, овощами. По крайней мере так было записано в уставе.

Военная и монашеская дисциплина шли рука об руку. Рыцарский кодекс оставался неизменным, количество рыцарских привилегий было сведено к минимуму. Одежда и оружие были однообразны. Все имущество монашествующего рыцаря ограничивалось следующим уставным перечнем: пара рубашек, пара бриджей, две пары обуви, один плащ, одна простыня, один спальный мешок, молитвенник и нож. Разрешалось иметь бороду, но волосы следовало стричь.

Братьям-рыцарям не разрешалось носить фамильный герб. Его заменяли общий для всех меч и красный крест на плаще. Запрещены были все виды развлечений рыцарей средневековья (если не считать охоту; охотиться можно было только на волка и медведя без гончих собак).

Спать полагалось в рубашке, бриджах и сапогах. Личные вещи хранились в сундуке, но завязывать его и тем более запирать строжайше запрещалось. Молчание и постоянная молитва были непреложным правилом: молчали в трапезной и дормитории, молчали на марше и в бою.

В строжайшем уставе было одно послабление, постепенно приведшее к обмирщению, а потом - падению ордена и его государства. Рыцарям разрешалось вести торговлю в пользу своих родственников.

Повседневная жизнь Ливонского ордена уподоблялась служению Богородице. Зимняя военная кампания начиналась 5 февраля - на праздник Введения во храм Богородицы, летняя кампания - или с Успения 15 августа или Рождества Богородицы - 8 сентября. Каждый член военно-монашеского ордена обязан был ежедневно читать богородичный антифон.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 04-12-2005 18:53
Цитатка в тему:

Это был странный мир. Неустойчивый, но по-своему гармоничный. Здесь жили литовцы, летты, самогиты, эсты, русские, литва, ливы, ятвяги, семигалы... некотровые давно исчезли, другие живут здесь и поныне. Русские князья по Даугаве – Западной Двине – собирали дань с окрестных племен, воевали с ними, часто роднились с литовцами и ливами... И неизвестно, как бы сложилась дальше судьба Прибалтики, если бы здесь, в устье Даугавы, не высадились немецкие миссионеры, за которыми пришли рыцари. В 1201 году энергичный епископ Альберт основал город Ригу, возник орден святой Марии, или Меченосцев, который планомерно покорял племена и народы, крестил язычников – кто не хотел креститься, погибал, кто соглашался – становился рабом.

А города, где правили русские князья – Кукернойс, Герсике, Замошье, потом Юрьев – один за другим были взяты немцами. Они не смогли объединиться...

К.Булычев «Похищение чародея»

http://www.talusha1.narod.ru/travel/riga/riga_txt.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-12-2005 04:50
Для борьбы с восставшими эстонцами магистр фон Дрейлеве был вынужден обратиться за помощью к магистру Тевтонского ордена. Тот прислал ему 2 командоров, 27 братьев и 600 хорошо вооруженных воинов, которые прибыли в Ригу на кораблях 13 ноября.
http://subscribe.ru/archive/rest.story.abhoc/200308/10090645.text

- там в ссылке много подробностей о событиях в эстонских землях того времени.

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 64
Добавлено: 18-12-2005 00:50
Добрый день.
Думаю что при обсуждении данной темы 2 битвы наиболее интересны: сражение у реки Юмера в 1210 и битва при Вильянди в 1217 году:

Сражение при Вильянди 21 сентября 1217 г. является одним из важных событий в войнах за покорение Эстонии, которые немцы вели в 1208-1227 гг. Основным источником, рассказывающим об этом сражении, является хроника Генриха Ливонского (XXI.2-4). Автор был современником событий и писал в 1225-27 гг. Против немцев образовалась коалиция из основных провинций (маакондов) континентальной Эстонии: Ляэнемаа (Роталия у Генриха), Харьюмаа (Гариэн), Вирумаа (Вирония), Рявала (Ревель), Ярвамаа (Гервен) и Сакала. Не участвовала только провинция Уганди (Унгаврия), подчинившаяся немцам в 1216 г. Объединенная армия, по Генриху, насчитывала 6000 человек. Они расположились при Пале в южноэстонской провинции Сакала.

Эсты надеялись на помощь русских, но последние так и не появились. Против эстов выступила армия, состоявшая из войск рижского епископа, Ордена меченосцев, крестоносцев графа Альберта из Голштинии, а также ополчения из ливов и латгалов (летов), зависимых от немцев. Ливонская армия состояла из 3000 воинов. После прибытия в Сакалу немцы подготовились к возможности внезапного начала боя. Они двигались тремя параллельными колоннами для того, чтобы иметь возможность быстро развернуть боевые порядки. В центре шли немцы, справа поставили ливов, слева – латгалов. Узнав от пленных о месте лагеря противника, ливонцы двинулись в направлении крепости Вильянди, которой они достигли вечером.

На следующий день ливонцы достигли места расположения эстов, которые к тому времени сменили позицию. У эстов наибольшее количество воинов находилось в центре. Против них встали немцы. Часть из них составляли всадники, часть – пехотинцы. Ополченцы прикрывали их фланги: латгалы – левый, ливы – правый. Вероятно, они сражались в пешем строю, хотя многие в походе могли передвигаться верхом. Именно такой способ использования ополченцев описывает Генрих Ливонский (XXII.2) для сражения при Пуидизэ между немцами и русскими в 1218 г. В этой битве отряд из 200 немцев сражался верхом, а ливы и латгалы – пешими. После отступления русских ополченцы некоторое время их преследовали, затем утомились и сели на коней. Это позволило им также в дальнейшем, во время успешной русской контратаки, быстро отступить, оставив немцев сражаться одних.

Аналогично действовали и эсты. Об их действиях в конном строю ничего не пишется, но после битвы при Вильянди в руки немцев коней попало в два раза больше, чем погибло эстов. Сражение при Вильянди началось атакой немцев. Постепенно они теснили противника и, наконец, прорвали середину их строя. Одновременно с немцами в атаку пошли латгалы. Они долго и без особого успеха сражались против эстов из Сакалы.

Среди латгалов были убитые и много раненных. После победы немцев в центре правый фланг эстов тоже был опрокинут. Погиб вождь сакальцев Лембиту и другие старейшины. На другом фланге ливы действовали неудачно. По Генриху, из-за густо летящих копий (lancea) эстов ливы решили не сражаться с ними, повернули к немцам и вместе с ними стали преследовать бегущих. Скорее всего, хронист пытался смягчить неудачу немецких вассалов. Они просто не выдержали натиска противника и отступили. Об этом говорит также то, что противостоящие им эсты затем ударили на немцев, преследовавших противника. Здесь удача им изменила и они были разбиты.

Общие потери побежденных составили почти 1000 человек, не считая погибших при бегстве в лесу. Победители захватили 2000 коней. Победа немцев в этом сражении во многом предопределила судьбу Центральной и Южной Эстонии. Немцы покорили их в течение последующих 2 лет. В конце 13 в. автор Ливонской рифмованной хроники расценивал это сражение даже как решающий эпизод в завоевании Эстонии. Он писал, что после этой битвы эсты стали платить церковную десятину, строить замки и церкви, хотя редко делали это без принуждения господ и охотно избавились бы от этого бремени, даже если бы им пришлось терпеть муки ада

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 64
Добавлено: 18-12-2005 01:05
Не сомневаюсь что все участники форума читали "Ливонскую Хронику" Генриха Латвийского, но на всякий случай вот ссылка:
http://livonia.narod.ru/chronicles/henricus/index.htm

Теперь вот что удалось найти про сражение на реке Юмера:
В 1210 году военные дружины уездов Уганди и Сакала пошли походом на Ливонию. Целью похода было завоевание городища Вынну, важного опорного пункта меченосцев. Жестокая битва продолжалась несколько дней. Но вдруг пришло сообщение, что на помощь немцам идут большие военные силы.

Эсты быстро отошли назад на север. Они остановились на берегах реки Юмера и стали поджидать немцев. У немцев сложилось впечатление, что эсты отступили. Старейшина ливов Каупо стал преследовать эстов, когда на берегу Юмера на немецкое войско со всех сторон напали воины-эсты. В этом бою погиб сын Каупо и многие другие рыцари ордена. У сражения на берегах Юмера были важные последствия: эстонские уезды решили выступать против общего врага единым войском

Район реки Юмера

http://miksike.net/documents/main/5klass/5estonia/5-5-8-1.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-02-2006 02:34
1270 На льду близ Карузена (совр. территория Эстонии) состоялась битва рыцарей Тевтонского ордена с литовцами, которые совершили во владения ордена опустошительный набег, проникнув даже на остров Эзель (Сааремаа), и возвращались назад с богатой добычей. Магистр ордена ОТТОН ФОН ЛЮТЕРБЕРГ призвал к оружию всех способных носить его, откликнулись даже датчане и епископы дерптский и эзельский. Но литовцы, окружив себя санями, отбили все нападения немцев, убивая сначала лошадей, а затем расправляясь с непривыкшими сражаться в пешем порядке рыцарями. Немцы потерпели поражение, потеряв 52 рыцаря, в том числе и магистра. Эзельский епископ в бою был тяжело ранен. В этом же году орден будет еще раз разбит в Литве, когда погибнут 20 рыцарей и исполняющий обязанности магистра АНДРЕЙ ВЕСТФАЛЬСКИЙ.
http://users.livejournal.com/_m_u_/97105.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-04-2006 06:43
В древней Хронике Генриха Латыша, участника первого похода в земли прибалтики конца ХII — начала ХIII столетий, рассказана глазами очевидца история обращения язычников в веру Христову, похода, который папа и император приравняли к крестовым походам в Палестину, завершившегося по сути дела колонизацией земель, населенных лэттами, ливами и эстами. Причем, если «обращению» лэттов и ливов посвящена одна треть Хроники, носящая заглавие «О Ливонии», то вся остальная ее часть (т.е. 2/3) составляет книгу «Об Эстонии». В этом неравенстве — упорное сопротивление колонизаторам, оказанное плохо вооруженными эстонскими крестьянами воинам рижского епископа, рыцарям Ордена меченосцев и войскам датского короля Вальдемара II.
http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=39533&dd=2005-03-07&query=

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 01-05-2006 06:55
Восстание в Юрьеву ночь (1343) и крестьянская война в Эстонии

Восстания охватывали Эстонию неоднократно[1], особенно часто они вспыхивали на островах, но наиболее значительное произошло в Юрьеву ночь в 1343 г. Оно началось в Гарриене, условным сигналом служил подожженный дом на одном из холмов. Попавшие в руки повстанцев рыцари были перебиты, мызы преданы огню, церкви разрушены и захвачен даже цистерцианский монастырь в Падце (Падизе). Восставшие избрали из своей среды вождей и осадили Ревель. Народное ополчение насчитывало более 10000 человек. Феодалы с семьями и духовенство поспешили укрыться за каменными стенами города, и повстанцы не сумели его взять. Восстание распространилось на Эзель-Викское епископство, центр которого находился в Гапсале. Повстанцы осадили все укрепленные пункты феодалов, многих из них захватили в плен. Напуганные вассалы датского короля и Эзель-Викского епископа обратились за помощью к Ордену. Его магистр Бургард фон Дрейлебен вместе с Дерптским епископом прервали свой поход против Пскова и Изборска и поспешили на борьбу с повстанцами. Эсты понимали, что им не устоять против Ордена и отправили послов к финнам и шведам. Дерптский фогт обещал помощь и заверил, что в скором времени прибудет с войском в Ревель.

Стараясь выиграть время и лишить повстанцев руководства, магистр Ордена пошел на обман, пригласив их руководителей в замок Пёйде, якобы для того, чтобы узнать причины восстания. Явившиеся четыре старейшины эстов и три воина были брошены в темницу, а затем злодейски убиты. Ливонский орден двинул свои войска к Ревелю. Вначале успех сопутствовал эстонцам: они разбили войско оберпаленского фогта, но когда подошли основные силы Ордена, вынуждены были отступить на болото Канавере. Кони рыцарей вязли в болоте, и эстонцы успешно отражали атаки врага. Но болото было невелико, и немцам удалось его окружить, поэтому, когда гервенский фогт предложил им сдаться, обещая пощаду, а надежды на помощь извне уже не было, эстонцы согласились. Однако рыцари нарушили обещание и перебили всех сдавшихся, по данным хрониста Генеке, 1600 человек. Через три дня войска Ордена прибыли в Ревель. И здесь, чтобы выиграть время, магистр прибегнул к переговорам о сдаче и помиловании восставших, подтянул главные силы и атаковал их. Основным силам эстонцев удалось отступить на болото Сыямяэ, потеряв около 3000 человек, или треть ополчения, но восстание еще не было подавлено. Продолжалась осада Гапсальского замка. Напуганные датчане поспешили заключить с Ливонским орденом договор, на основании которого он признавался верховной властью и получил во владение ревельский и везенбергский замки. Через несколько дней к Ревелю подошли корабли туркуского и выборгского фогтов. Но они не собирались помогать восставшим. Шведские фогты заключили в Ревеле соглашение с Орденом о «прочном перемирии... как на море, так и на суше» на срок до 14 марта 1344 г. и предали эстонцев, надеявшихся на помощь. Шведский король Магнус Эриксон одобрил действия фогтов и уже 5 сентября 1343 г. заключил с феодалами Северной Эстонии и городом Ревелем «вечный мир» [2].

Однако Орден не смог обратить все свои силы против восставших. Эстонцы направили двух послов в Псков и «пригласили русских взять страну под свою власть» [3]. 26 мая тысячное войско псковского князя Ивана и изборского князя Евстафия вступило во владения Дерптского епископа и подошло к Оденпе. Орден стал спешно стягивать войска, но русские, узнав от эстонских крестьян о поражении восставших под Ревелем, вернулись домой. 1 июня недалеко от Нейгаузена (Вастселийна) им пыталось перерезать путь объединенное войско епископа и Ордена, однако наступление было отбито и немцы понесли тяжелые потери. Это дало возможность эстонским повстанцам сберечь часть своих сил, и тем же летом поднялась новая волна крестьянских выступлений. 24 июля восстание началось на острове Эзель. Было перебито много немецких феодалов, а католические священники брошены в море. Через десять дней восставшие захватили замок Пёйде. Эзельцы стали укреплять остров, так как понимали, что зимой, когда замерзнут проливы, войска Ордена начнут новое наступление. В это же время вспыхнуло восстание и в Гарриене.

Это заставило феодалов забыть свои междоусобицы, и в конце 1343 г. они заключили соглашение об объединении усилий для борьбы с восставшими. В нем говорилось, что епископы обязаны «преданно поддержать» Орден, «без руководства которого нет возможности защищать местную Церковь» [4] от новокрещеных и язычников. Такие договоры являются неоспоримыми свидетельствами духовной несостоятельности католической Церкви в Прибалтийском крае.

При подавлении восстания Ливонский орден не останавливался ни перед какими жестокостями. В конце ноября 1343 г. многочисленное войско Ордена вторглось в Гарриен, рыцари безжалостно убивали людей, невзирая на пол и возраст. Хронисты еще много лет спустя называли этот мааконд «опустошенной и заброшенной землей». Общее число эстонцев, погибших с начала восстания до конца 1343 г., достигало 30000[5].

В феврале 1344 г. войска Ордена с осадными машинами по льду вторглись на остров Эзель. Тысячи людей были убиты в кровопролитных сражениях, многие замучены, но войскам Ордена так и не удалось окончательно покорить остров — боясь оттепели, они отступили на материк. В этом же году начались восстания в Везенберге, а также в землях ливов и латышей.

В начале 1345 г. Ливонский орден сосредоточил все силы для подавления восстания в Эстонии и вторгся на Эзель, где восемь дней подряд продолжались грабежи, убийства и пожары. К концу года восстание было подавлено. Это несколько укрепило позиции Ливонского ордена в Прибалтике. Датский король, видя, что ему не удержать свои владения в Эстонии, продал ее Ордену за 19000 марок серебром. Сделка была утверждена как германским императором, так и папой Римским.

Восстание в Юрьеву ночь и крестьянская война в Эстонии являлись важным этапом борьбы народа против католической Церкви и немецких феодалов. Они нанесли им мощный удар, затормозили на целое столетие процесс закрепощения крестьян, так как многие феодалы были убиты, другие разорились и вернулись в Германию. Наконец, это восстание осталось в памяти народа как вдохновляющий пример борьбы против угнетения. Н. М. Карамзин, рассказывая об этих событиях, приводит слова одного хрониста: «История Ливонии говорит, что сия земля могла тогда справедливо называться «небом дворян, раем духовенства, золотым рудником иностранцев и адом утесненных земледельцев»

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=126&did=1463

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 16-05-2006 21:53
Немцы в XII веке стремились захватить в свои руки торговые пути, возделанные плодородные земли с крестьянами. В Германии крестьяне отдавали церкви десятую часть своих доходов - церковную десятину. В XIII веке в Балтии вместо десятины ввели меньшую дань - «барскую долю». В разных местах будущей территории Латвии она была неодинакова. Самой маленькой дань была в Талаве, которая добровольно покорилась немцам и перешла из православия в католическую веру. Здесь барская доля равнялась одной пуре хлеба с каждых двух гаков земли. У ливов, оказавших захватчикам упорное сопротивление, - одной мере зерна с каждой лошади. В договорах о подчинении куршей и земгалов немцам «барская доля» насчитывала две пуры зерна с каждого гака.

На крестьян были возложены и другие повинности: военная, рабочая - при постройке замков. Орден заставлял также своих крестьян отбывать барщину в орденских имениях: два дня летом - на полевых работах и два дня зимой - на заготовке топлива. Всю остальную работу в имениях выполняли военно­пленные - дрелли или рабы. Для поддержания своей власти немцы силами местных крестьян построили на территории будущей Латвии много каменных замков - крепостей. Военная повинность существовала еще до вторжения немцев; однако теперь она содействовала не отпору внешнего врага, не защите своего края, а захватническим целям Ордена, упрочению его рыцарских завоеваний.
http://latvia-foto.narod.ru/vesture5.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-05-2006 02:31
1343 - Магистр Ливонского ордена Бурхард фон ДРЕЙЛЕБЕН нанес под Ревелем тяжелое поражение восставшим эстам. В ближайшие годы Эстляндия перешла в подчинение ордену.
http://users.livejournal.com/_m_u_/184821.html

Добавлю от себя: речь идет о покорении т.н. восстания "Юрьевой ночи" 1343 г., одном из эпизодов.

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 20-05-2006 17:42
В 1236 году меченосцы вместе с большими силами прибывших из Западной Европы крестоносцев, ливскими и латгальскими воинами, а также войском псковского князя вторглись в Литву и опустошили там несколько округов, возвращаясь с богатой добычей в Ригу, 22 сентября 1236 года близ Сауле (возможно, в Литве, в окрестностях нынешнего Шауляя) их поджидали литовские и земгальские воины. Битва произошла в болотистой местности, где легко вооруженным литовцам и земгалам сражаться было легче, чем закованным в тяжелую броню немцам. Латгалы и ливы отказались участвовать в сражении, и вскоре войско захватчиков было полностью уничтожено. В бою пали магистр и почти все члены ордена и прибывшие из других стран рыцари.

Немецкое господство в Латвии находилось под угрозой, поэтому захватчикам пришлось срочно изыскать помощь. Так как Орден меченосцев был почти полностью уничтожен в битве при Сауле, оставшаяся в живых орденская братия присоединилась к Тевтонскому (Немецкому) ордену, который господствовал в Пруссии. В Прибалтике образовалось особое ответвление Тевтонского ордена, которое стало называться Ливонским орденом.


Теперь в честь этой битвы есть памятник в Литве. Памятник битве при Сауле представляет собой амфитеатр, в центре которого обелиск, а вся конструкция - это огромные солнечные часы. Saule по-литовски - солнце. А если призадуматься: с одной стороны он в честь тех, кто разгромил меченосцев, а с другой стороны он памятник тем, кто способствовал становлению более сильного рыцарского ордена.


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-06-2006 03:14
Миссионеры среди эстов в 1220 г. (старинная гравюра) http://www.utlib.ee/ekollekt/bskunst/ilu/047_2.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 16-07-2006 21:13
Приход христианства (католичество) и его закрепление (XIII-XVI века)

Верование древних эстонцев, как народа природы было анимистическим. Верили в то, что душа есть у каждой птицы, животного, дерева, камня, водоёма. По имени из эстонских богов звали только одного, упомянутого в Хронике Лиивимаа как Tharapita.

К 11 столетию христианство достигло эстонских поселений, как на востоке, так и на западе. Это было время, когда христианство вступило во власть у наших западных и восточных соседей. В Норвегии, Дании, Швеции произошло это в 10-11 столетии.
Раннее распространение влияния христианства среди эстонцев подтверждает, прежде всего, археология (участились случаи захоронения трупов, и уменьшилось число могильных атрибутов, находки украшений с христианскими мотивами) и языкознание. В эстонском языке укоренились существенные понятия "крест", "поп", "неделя" и другие, указывающие на пришедшую с востока миссию. Другая группа слов, например "церковь", "пост", "монах" говорят о влиянии Скандинавии.

Только со второй половины 11 века в письменных источниках промелькивают кое-какие сведения об Эстонии. Наряду с другими поселениями упоминают Эстонию как принадлежащую к власти епископа Йоханнеса Хилтуинуса, который был назначен на эту должность в 1170 году главным епископом Бремена. В 1120 году епископство Хестия (очевидно Эстония) было упомянуто среди церквей Северных стран. В 1165 году главный епископ Лунди сделал епископом эстонцев монаха Фулцо, который был родом из Франции. С 1170 года сохранилось письмо Александра Ш к главному епископу Тондхейму, в котором он просит назначить помощником и переводчиком Фулцо монаха Николауса, который был родом отсюда.

Сначала миссионером в Лиивимаа послали монаха Мейнхарда, который должен был распространять христианство среди эстонцев. В начале работа миссионеров проходила спокойно и некоторые ливы дали себя окрестить, в их числе и старшина ливов Каупо, из которого получился ярый помощник немцев. Когда Мейнхарда посвятили в епископы Лиивимаа, поняли захватнические планы немцев и стали противиться принимать христианство.

Поскольку работа миссионеров при распространении христианства была безрезультатной, провозгласил Папа Римский против Лиивимаа войну. Новым епископом Лиивимаа назначили энергичного и жаждущего власти Альберта, который решил с помощью крестоносцев обратить восточное побережье Балтийского моря в христианство, зарабатывая при этом честь церкви и богатство себе. Для создания опорного пункта основал епископ Алберт в 1201 году на устье реки Вяйна город Ригу. Захваченные земли посвящали Деве Марии, поэтому Эстонию называют также Маарьямаа. В 1202 году основал Альберт духовный ордер рыцарей, чтобы на земле язычников крестом и мечом правильную веру провозгласить. Членами орды стали профессиональные военные. Рыцари ордена или братья носили белые мантии со знаком красного креста и меча, поэтому орден стали называть Орденом Меченосцев. У рыцарей были хорошее оружие и прочные латы. У балтийских народов не было такого войска. Поэтому немецким феодалам удалось подчинить большую часть ливов и латышей и принудить их принять христианство. Началось завоевание эстонских земель.

http://narva.ut.ee/estica/rus/religioon/ristiusu_tulek.html

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 64
Добавлено: 06-09-2006 18:08
Городище Варбола (1212 castrum Warbole, 1223 castrum Warbolense)
дважды упоминается в хронике Генриха Латвийского и один раз в Новгородской летописи в связи в походом новгородского князя Мстислава Удалого на земли эстов в 1212 году.
Окончательно захвачено немцами (своместно с латгалами и ливами) в 1223 году.

Штурм городища Варбола

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 64
Добавлено: 06-09-2006 18:12
Осадная техника XIII-XIV веков.
Применялась Орденом меченосцев при осаде городищ в Ливонии.





Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-09-2006 03:53
Большое спасибо, уважаемый Jaanilinn! Можно Вас попросить продублировать Ваше последнее сообщение с картинками и в эту тему нашего форума: "Осады и осадные устройства"
http://offtop.ru/castles/view.php?only=&part=7&t=44690

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-09-2006 05:15
5 октября 1199 г. папа Иннокентий III призвал всех католиков Саксонии защитить «Церковь Ливонии от язычников» [3] и приравнял крестоносцев в Прибалтике к римским паломникам. Стремясь сделать крестовый поход более популярным, епископ Альберт в 1202 г. посвятил Ливонию пресвятой Деве Марии, и с этого времени Прибалтийский край в западном католическом (а позднее и лютеранском) мире стал именоваться Terra Matris или Тerra Mariaе, то есть земля, посвященная Богоматери, «что явилось весьма действенным средством для привлечения миссионеров» [4]. В поэтических эстонских произведениях это наименование звучит как Maarjamaa и очень распространено до сих пор. Таким образом, католическая Церковь ставила Прибалтику рядом с Палестиной — Terra Filii, которая была посвящена Христу. Эти важные для истории решения католической Церкви подразумевали, что земли намеченной к покорению Прибалтики принадлежат престолу святого Петра и, как отмечал западный историк А. Туулсе, «в течение нескольких столетий папы опирались на эти обстоятельства» [5], обосновывая свои права на эту территорию. Прибалтийский край «был выдвинут на первое место в католическом мире, и борьба велась во имя Девы Марии под знаком креста и меча» [6]. Пресвятая Дева была объявлена покровительницей Ливонии, замок магистра Тевтонского ордена в Алуксне переименован в Мариенбург, в 1211 г. в Риге построен кафедральный собор в честь Девы Марии, так же как и многие другие храмы, которые тогда или позднее возводились в Прибалтике.
В 1204 г. буллой Иннокентия III было разрешено всем католикам и католическому духовенству вместо Иерусалима совершать паломничество в Ливонию, и это имело большое значение. В те времена в Германии было много разорившихся рыцарей, состоявших на службе феодалов. Они надеялись в крестовых походах приобрести богатство, славу, и потому многие устремились в Ливонию.

А. Туулсе отмечает одно любопытное обстоятельство: католическая Церковь стремилась сделать популярными на Западе Эстонию и Ливонию, а для этого нужно было иметь в этих землях или святых — мучеников за веру, или легенды о чудесных предзнаменованиях. Но в Ливонии не было ни того, ни другого, наоборот, по Европе шла молва о жестокостях католиков в этом крае. Тогда была создана легенда о том, что якобы датчане получили свой государственный флаг, Даннеборгское знамя, в бою под Ревелем (Линданисе) в июне 1219 г.: оно упало с неба, когда датчане уже бежали от эстов, и это воодушевило датчан на победу, завоевание и крещение Северной Эстонии. Упоминая об этой легенде, Н. М. Карамзин называет ее «басней». В действительности же известно, что знамя подарил датскому королю Вальдемару II перед захватническим походом в Эстонию папа Римский. Оно по сей день хранится как реликвия в Таллине в лютеранском храме.

Распространялись и другие легенды, например о том, что крест упал с неба в Фрекенхорстский монастырь в Вестфалии и что рыцарь Бернард из Липпе взял его в крестовый поход в Ливонию. Там это сокровище попало в руки русских, но чудодейственные силы спасли его и доставили обратно в Фрекенхорст, где он хранится и до настоящего времени. С этой же легендой связывают часовню замка Вастселинна, где на восточной стороне одной из башен находится крест, указывающий, где проходит граница с «нечестивыми русскими» на востоке[7].
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=126&did=1474

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-06-2007 05:04
Здесь речь идет о литовском князе, известном в некоторых источниках как Свельгат:

Литовский князь Жвелгайтис (Z'velgaitis), первый из литовских правителей, чье имя стало известно из надежных документальных источников. Хроники Генриха Ливонского повествуют о том, что князь возглавил войско из нескольких тысяч всадников и повел его через Ригу на Эстонию. Возвращалось войско обратно уже зимой (1205) с добычей и эстонскими рабами, медленно продвигаясь по заснеженной местности. Тут его застали врасплох жители Риги (латвийцы и немцы), атакой руководил Виестур, вождь земгалов. Погибло около 1200 литовских воинов, эстонцев тоже убили за "прошлые преступления" против латвийцев. Жвелгайтис погиб от удара пилума - копья, которое метнул немец Теодор Шиллинг.

Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/%C5%BDvelgaitis

Что стало с добычей и как ее делили не написано. По сути грабеж на большой дороге. Вот интересно, как много таких случаев было в истории Риги?

http://amina-kosha.livejournal.com/50363.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-10-2007 07:09
Только что слышал репортаж о "Битве Солнца". Она так не называлась никогда. Ещё на уроке истории шестом классе мне стало известно, что городом Сауле назывался раньше Шауляй. На литовском это звучит как "Саулес мушис", но это в историческом контексте к битве, произошедшей в 1236-м году переводится только как "битва при Сауле" и никак иначе.
http://www.1tv.lv:81/forum/viewtopic.php?t=1596

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 429
Добавлено: 28-01-2008 17:36

В 1217 году эсты потерпели поражение в битве с крестоносцами при Вильянди, где погиб предводитель эстонских воинов, старейшина Лембиту.
http://ru.wikipedia.org


Монумент в Сууре-Яяни самому знатному эстонскому старейшине Лембиту, погибший в битве при Вильянди в 1217 г.
Скульптор А. Адамсон (1926, восстановлен 1990)
http://www.suure-jaani.ee/linn/galerii/F014.html
http://www.viljandimaa.ee/galerii/index.php?GID=12&IID=298&lang=est



Памятник борцам за свободу в битве при Вильянди (битва Мадисепяэва)
http://et.wikipedia.org/wiki/L%C3%B5havere_linnam%C3%A4gi



Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-02-2008 01:18
Историкам неизвестно ни одного достоверного случая насильственного насаждения православной веры в этих краях. Этим православие в корне отличается от католической, а затем лютеранской ветвей христианства, долгое время господствовавших в Латвии.

Первая православная церковь во имя свт. Николая, покровителя плавающих и путешествующих, была построена на правом берегу устья Двины. Уже к началу XI века действовали духовные православные центры — Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), Венден (Цесис) и другие. Рыцари Ордена меченосцев не могли с этим смириться и методично их уничтожали. После развала Ордена преследование православных продолжалось шведами, поляками, иезуитами. В XVI веке началось повсеместное насаждение униатства как переходной ступени обращения оставшихся православных приходов в католические.

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=424

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-04-2008 04:47
ОБРАЗЫ КРЕСТОНОСЦЕВ В КУЛЬТУРЕ ЛАТВИИ
Крестовые походы XIII-XIV веков изменили ход истории и развитие культуры народов Прибалтики. Трагедия завоевания Прибалтики немецкими крестоносцами широко отражена в латышской национальной культуре. «Увидал я Рижский замок, весь он полон немцами… Ах, ты, немец, бесов сын, ты зачем пришел в наш край?» - говорится в латышских народных песнях. Наиболее ярко особенности латышского восприятия немецкого господства воплотились в поэме «Лачплесис» Андрея Пумпура (1888) и драме «Играл я, плясал» Яна Райниса (1915), сочиненных по мотивам народных легенд и сказаний.

В поэме Андрея Пумпура о латышском богатыре Лачплесисе крестоносцы сравниваются с армией апокалиптического «зверя, выходящего из моря» (Откр 13. 1): «Море извергнет неких чудовищ в железной броне, с ненасытною пастью» (А.Пумпур, Лачплесис, перевод с латышского В.Державина, М. 1950). Вожди крестоносцев - епископ Альберт, монах Дитрих, воины Даньел Баннеров и Черный рыцарь - представлены слугами дьявола и бесов.

http://www.inauka.ru/blogs/article51947.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-05-2008 04:17
Посмотрим на положение, в котором оказались северо-западные земли Руси в начале ХIII века. Крестоносная проповедь католичества, поголовно уничтожив древние племена пруссов, лютичей и бодричей, вплотную подступила к русским землям. Для католиков православие было ересью, схизмой, которая ничем не лучше язычества или ислама, поэтому обстановка в Прибалтике сразу стала взрывоопасной. В 1184 году бременский епископ Гартвик II послал на Западную Двину каноника Мейнарда, чтобы учредить на русских землях епископство. После отказа местных жителей ливов от крещения папа Целестин III провозгласил крестовый поход, заранее дав отпущение грехов всем тем, кто решит принять в нём участие. Таким же образом, как нетрудно вспомнить, поступил восемь с половиной веков спустя Гитлер, объявив, что методы крайнего устрашения – обязательное средство борьбы со славянами, на которых не распространяются правила обыкновенных войн.

Говоря о двух военных победах Александра – над шведами на Неве в 1240 году и на Чудском озере, необходимо заметить, что их реальное значение обычно сильно преувеличивается. Существует традиция толкования, которая не позволяет даже многим учёным, хорошо знающим факты, выйти за пределы определённого научного мифа. Бой на Неве, названный во многих учебниках «битвой», был одним из периодических столкновений с соседями, но не более. Всем также известно, что на Чудском озере Александр Ярославич с дружиной суздальцев и новгородским ополчением разбил отряд ливонских рыцарей. Всем известно, что произошедшее там можно назвать боем, столкновением, но никак не «крупнейшей битвой Средневековья». Укоренившееся с давнишних времён название «Ледовое п о б о и щ е» (аналог тут только один – «Мамаево побоище») словно начисто лишает авторов программ и учебников минимального такта по отношению к бесспорным историческим реалиям. Битва имела, несомненно, серьёзное значение, но она стоит в ряду аналогичных побед.

Ни слова в учебниках обычно не говорится о сражении под Шавлями (ныне Шауляй в Литве) в 1236 году, где литовцы (увы, не русские) нанесли вдвое более чувствительное поражение Ордену, причём пленили двести псковских (!) бояр. Изредка встречается туманное упоминание о битве 1268 года под Раковорами (ныне г. Раквере, Эстония), выигранной у объединённых сил немецких и датских крестоносцев полками, которые состояли преимущественно из новгородцев. Эта битва на 30 лет приостановила натиск Ордена на русские земли. Ни слова о трагической судьбе Юрьева – Дерпта – Тарту и князьях Вячко и Довмонте, которые нанесли Ордену куда более серьёзные потери и доставляли куда больше неприятностей на протяжении длительного (что существенно) времени…

Кроме того: две свои победы Александр Ярославич одержал в возрасте соответственно 18-ти и 20-ти лет. После этого он жил ещё более двух десятилетий, но никаких военных подвигов не совершал. Более того, для утверждения собственной власти неоднократно приводил на Русь ордынцев, причём взаимная симпатия его с сыном Батыя Сартаком, судя по всему, была вполне искренней.
Одним словом, реальный исторический персонаж оказывается куда более неоднозначен, нежели утвердившееся о нём сусальное представление.

http://erema-o.livejournal.com/73923.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-11-2008 03:00
Доблен. Очерк древнего быта семигалов
(Статья добленского пастора Биленштейна, из I-го номера „Baltische Monatsschrift"* 1873 года, стр. 1-25)
http://annals.xlegio.ru/balt/small/doblen.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-01-2009 10:21
Ж. Ле Гофф приводит впечатляющий перечень сообщений хронистов XIII в., когда эти мрачные события стали уже значительно более редкими. 1223 г.: <...> "Очень жестокий голод в Ливонии... люди поедали друг друга и похищали с виселиц трупы, чтобы пожирать их".
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Filipp/02.php

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 13-08-2010 09:05
Livonian Crusade http://www.absoluteastronomy.com/topics/Livonian_Crusade

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-09-2010 05:14
Цитата из художественной литературы - с историей тут мало общего, но забавно:

При исходе Тормских лесов в последний раз Адо и Сур, потомки их, еманды [Старшины] племен пейпусских, сражались с меченосцами и с латышами, их подручниками. Убальд-Логуз, ненавистный пришлец, и с ним Икскул, крещеный вождь леттов, жителей двинских, победили их.
Сур был стоптан конем Убальда; плененный, он отрекся от богов своего отечества. Сур стал называться Индриком. Убальд послал его в Ульви своим старостою (кубьясом); маймесы прозвали его Ульви-Графом, и самые саксы, издеваясь, нередко честили его тем же именем. Между тем рыцарь Логуз, наложив дань на племена пейпусские, оставив монаха в Торме и стражей латышских в окрестных селеньях, удалился в Ригу к епископу Альберту. Еманд Адо сражался с отчаянием раненого медведя в бою Тормском, сорвал трех меченосцев с коней их, вместе с частью черепа срубил шишак Мадиса, Икскулова брата, прорвался чрез густую толпу латышей, трепетавших его голосу, и, бродив три дня в дебрях и болотах, возвратился наконец в полночь в Майцму, в жилище свое.

Ярослав быстро Шагнул в Ливонию до Юриева; у стен его сразились новогородцы с рыцарями, и вспять побегли мужи железные. С толпой
удальцов сын Сура ворвался уже во врата, уже водрузил знамя свободы на мосту реки Аможивы, нарицаемой германскими пришельцами Эмбахом, - но вдруг пал, засыпан стрелами их. Его дружина пробилась сквозь густые полчища неприятелей, тело же вождя досталось в добычу немецким ратникам. Приор дерптский по заключении мира торжественно похоронил оное

http://az.lib.ru/k/kjuhelxbeker_w_k/text_0020.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-05-2011 05:12
Псков и Ливония в XIII в.
С первого десятилетия XIII в. Псков столкнулся с серьезной опасностью: в прибалтийских землях обосновались крестоносцы, постепенно покорявшие предков нынешних латышей и эстонцев и двигавшиеся к границам Руси. Крестоносцы появились в низовьях Западной Двины – в землях ливов, еще в середине 80-х гг.XII в., но в Новгородском государстве вплоть до начала XIII в. опасений это не вызывало. Ситуация изменилась после того, как в 1198 г. третьим епископом Ливонии (позже он стал именоваться Рижским епископом) стал опытный стратег, дипломат и политик Альберт фон Буксховеден. Он получил от Римского Папы разрешение на ежегодный набор крестоносцев в Европе, а заодно заручился поддержкой для сбора рыцарей у нового германского императора Филиппа. В 1202 г. в Ливонии был основан духовно-рыцарский Орден меченосцев. Очень быстро Орден начал выказывать недовольство политической гегемонией епископа и потребовал себе долю из покоряемых в регионе земель, но все же братья-рыцари являлись той военной силой, которая могла сдерживать сопротивление местных народов в моменты смены отрядов крестоносцев в Ливонии.

Первыми были завоеваны ливы. На севере с ними граничили латгальские области Талава и Адзеле, которые платили дань Новгородской Руси. В русских летописях эти земли называются «Очела». Судя по рассказам автора древнейшей «Хроники Ливонии», именно псковичи собирали дань с латгалов. От псковичей жители Талавы в первые годы XIII в. восприняли и православную («русскую») веру. Быстрое покорение ливов создавало угрозу для соседних латгалов, а также для эстов областей Сакала и Уганди, также плативших дань русским, но уже непосредственно Новгороду. Отношения между латгалами и эстами были далеко не дружественными. Завоевывая прибалтийские земли, крестоносцы использовали распри между местными народами, ещё больше разжигая вражду между ними.

В 1208 г. рыцари вместе с латгалами Талавы разорили Сакалу и Уганди. Однако новгородцы и псковичи были тогда заняты внутрирусскими делами и отправились на защиту своих прибалтийских владений только в 1210 г. В 1210 –1212 гг. дружины новгородского князя Мстислава Мстиславича Удалого и княжившего тогда в Пскове его брата Владимира совершили походы в восточные эстонские земли Уганди и Вайгу, а также в глубь Эстонии – в земли Ярвамаа и Харьюмаа. Эсты заплатили русским дань и согласились принять православие. Но силовые действия русских ни в коей мере не способствовали образованию военного союза с эстами против крестоносцев. К тому же в эстонских замках не были оставлены русские отряды; не прислали, вопреки обещанию и православных священников. Псковичи имели все основания опасаться ответных походов эстов в пределы Новгородского государства: так уже не раз бывало ранее, причем больше всего страдали именно псковские земли, граничившие с эстонскими областями. Опасения псковичей не были напрасны: в 1212 г., когда основные военные силы Пскова находились в Эстонии, эсты напали на город. Подударность приграничного положения Псковской земли заставляла Псков заботиться о сохранении нейтралитета с западными соседями. Это обстоятельство повлияло на согласие псковичей заключить соглашение с крестоносцами о совместных действиях против эстов. Предложение исходило от епископа Альберта и меченосцев, которые планировали использовать противоречия между Новгородом и Псковом, чтобы расколоть изнутри русские силы, противостоявшие крестоносцам в Восточной Прибалтике.

Вместе с тем, у псковичей были и другие мотивы, склонявшие их к союзу с ливонцами. Союз можно было бы использовать для укрепления политической независимости Пскова от Новгорода, к чему стремились многие псковские бояре и купцы. Думается, что епископ Альберт и Орден обещали не вторгаться в пределы Псковской земли, сохранить право псковичей на латгальскую дань. Псковичи могли также претендовать на дань с эстонских областей. В 1210 г. псковский отряд вместе с крестоносцами участвовал в походе против эстов юго-западной земли Сонтагана. Военный союз сопровождался женитьбой Теодориха - брата рижского епископа Альберта, на дочери псковского князя Владимира Мстиславича.

Владимир - второй сын Мстислава Ростиславича Храброго из династии смоленских Рюриковичей. Впервые он упоминается в летописи под 1208 г., когда он вместе с новгородским посадником Твердиславом возглавил войско, разбившее литовцев в Ходынцах на Ловати. Правда, нет уверенности, что он уже тогда правил в Пскове. Не исключено, что он пришел в Псков из Торопца, ибо псковские летописи называют его «Владимиром Торопецким». В Торопце же правил его младший брат Давид. Можно предположить, что Торопец был родовым владением Мстиславичей. Псковским князем новгородская летопись называет Владимира с 1209 г. - тогда же, когда в Новгороде начал княжить его старший брат Мстислав. Собственно говоря, в Новгороде правителя Пскова рассматривали не как полноправного государя, а как наместника новгородского князя. Вполне вероятно, что сразу после прихода на новгородское княжение Мстислав Мстиславич, понимая, насколько важно в сложившихся политических условиях сохранить мир в своих владениях, посадил Владимира в Пскове. Но вместо того, чтобы покорно служить брату, честолюбивый князь воспользовался поддержкой псковских бояр, чтобы стать главой независимого Псковского княжества.

Естественно, что, выдавая дочь замуж за родственника рижского епископа, Владимир в первую очередь стремился укрепить свое положение как самостоятельного правителя. Это совпадало с чаяниями оппозиционных Новгороду псковичей усилить политические позиции Пскова как независимого княжества. Но браку княжны с родственником католического епископа должно было воспротивиться православное духовенство Пскова. Авторитет церкви оказался решающим для того, чтобы поднять волну недовольства в Пскове против князя Владимира. С подачи противников князя в 1211 г. он был изгнан из города и вместе с семьей отправился в Ливонию, где некоторое время состоял на службе у Альберта (был судьей-фогтом в одной из областей Рижского епископства). Вместо него князем в Пскове стал Всеволод Мстиславич – сын киевского князя Мстислава Романовича. Он то и участвовал в походе в Эстонию в 1212 г. Правда, Владимир Мстиславич не терял надежды вернуться в Псков. На короткий срок в конце 1213 или начале 1214 г. ему удалось снова занять псковский стол, а затем он появился в Пскове в 1215 г.

С Владимиром и его сыном Ярославом были связаны наиболее драматические события Пскова в XIII в. В Ливонии у Владимира вышел конфликт с католическим священником той области, где он был судьей. Отношения с ливонцами испортились. В 1214 г. произошло еще одно неприятное событие: правители латгальской области Талава признали политическую зависимость от епископа и обещали сменить «русскую» веру, на «латинскую» (католическую). Это был ощутимый удар по политическому престижу Новгородского государства и конкретно Пскова. После возвращения в Псков Владимир попытался вернуть себе утраченный авторитет, возглавив борьбу с крестоносцами. В 1216 г. он отправился с дружиной в область Уганди - к замку Отепя (рус.: «Медвежья голова»), незадолго до того сильно разрушенному рыцарями. Отепя, расположенный недалеко от псковских рубежей, имел важное военно-стратегическое значение. Закрепиться там было бы большой удачей для псковичей. Князь рассчитывал заключить антиливонский союз со здешними эстами. Но те решили сохранить мир с ливонцами, которые в том же году начали восстанавливать укрепления. Поэтому псковичи вернулись домой, довольствовавшись данью с эстов.

Зимой 1216 - 1217 гг. князь Владимир возглавил новый поход в Ливонию. Эсты собирали силы для войны с крестоносцами, что давало надежду на создание русско-эстонского военного союза. Новгородский князь Мстислав Удалой был тогда в Южной Руси. Владимир предложил новгородцам объединить усилия для совместной экспедиции в Эстонию. Русские и эсты встретились около Отепя и в течение 17 дней осаждали замок. Обе стороны понесли большие потери и согласились на перемирие. Обратим внимание на то, что у рыцарей не было времени, чтобы полностью восстановить и сильно укрепить замок. Характерно также, что среди рыцарей – ленников епископа, защищавших замок, был зять Владимира – Теодорих. Естественен вопрос: действительно ли русские не могли взять Отепя? Или же князь Владимир предпочел использовать ситуацию, чтобы добиться от рыцарей соглашения на разграничение сфер влияния в Восточной Эстонии. Сомнительно, чтобы ливонцы отказались от южной части Уганди – от только что отстроенного замка Отепя. Однако псковичи могли претендовать на северную часть этой области с замком Тарту, где некогда новгородцы построили свое укрепление – Юрьев. В начале XIII в. постоянных представителей княжеской администрации там не было, но сохранялась большая русская колония. Кроме того, псковичи хотели получить права на небольшую область Вайгу к северу от Уганди, жители которой также платили дань Новгороду. Наконец, Владимир, очевидно, потребовал и сохранения права Пскова на дань с латгалов, а также вполне вероятно, что в условия мира входило прекратить военные действия крестоносцев против Пскова. Неясно, какая роль при всем этом отводилась Новгороду, но в отсутствие князя Мстислава Мстиславича новгородцы вряд ли могли повлиять на условия мира.

http://gubernia.pskovregion.org/number_82/13.php

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / история Ливонии и Балтийского региона / XII-XIII века: покорение Ливонии

KXK.RU